электрооборудованиеАссоциация предприятий БМП

Электрооборудование

Электротехническая продукция

Электроизмерительные приборы

На главную Главная страница Контакты Контакты


Новая технология производства нелегированной холоднокатаной электротехнической стали

Данная технология заключается в двухэтапной термообработке металла для производства нелегированной холоднокатаной электротехнической стали. На первом этапе осуществляется горячая прокатка низкоуглеродистой стали (с максимальным содержанием углерода 0,10%), с целью изготовления горячекатаной полосы с окалиной. На втором этапе окалину полученной полосы сначала покрывают слоем гидрооксида щелочного металла, гидрооксида щелочноземельного металла, карбоната щелочноземельного металла или гидроокиси алюминия, а затем смесью всех вышеперечисленных веществ. После этого полосу, с покрытой специальным (указанным выше) составом окалиной, прокаливают до температуры 700-950 градусов до тех пор, пока содержание углерода в стали не станет ниже 0,01%. Затем идет протравка, финальная холодная прокатка обезуглероженной стальной полосы и конечная прокалка. Температуры и время прокалки полосы составляют соответственно на первом этапе 350-600 градусов, 2 часа, и в конце – 600-780 градусов, 0,5 часа.

Данная технология предназначена для производства электротехнической стали с улучшенными магнитными и механическими свойствами, в основном в виде полос и листов.

Как известно, статоры и сердечники синхронных электродвигателей и электродвигатели прямого тока низкой и средней мощности обычно изготавливаются из холодно- или горячекатаной электротехнической стали, содержащей кремний в качестве легирующего элемента. Однако применение таких сталей неэффективно в асинхронных электродвигателях мощностью до 10 кВт и в электродвигателях прямого тока мощностью до 50 кВт, поскольку потери электроэнергии в магнитноактивной части таких двигателей составляют лишь 8-16% от общей потери электроэнергии. Здесь следует использовать нелегированную сталь. С одной стороны, цена электротехнической стали, которая не проходила легирование, ниже, чем цена легированной стали с содержанием кремния. С другой стороны, ее более высокая магнитная индукция значительно улучшает технические характеристики таких электродвигателей. Главное условие – нелегированная сталь должна быть однородной в магнитном отношении, т.е. магнитные свойства электротехнической стали должны быть равнонаправленными. Кроме того, магнитные свойства нелегированной электротехнической стали (коэрцитивная сила, магнитная индукция и пр.) не должны ослабевать с течением времени.

Однако в производстве нелегированной электротехнической стали для статоров и сердечников электродвигателей до сих пор существуют определенные технические трудности.

В частности, нелегированной электротехнической стали подходящие магнитные свойства можно придать только с помощью снижения содержания примесей в металле, и, прежде всего углерода и кислорода, до минимума. А во-вторых, приходится подвергать сталь особому типу прокатки и термообработке, чтобы обеспечить высокую магнитную индукцию и минимальные потери в стали.

Подготовка исходного материала для производства нелегированной электротехнической стали требует особой тщательности, поскольку содержание углерода и кислорода в болванке должно понижаться до возможного минимума одновременно, хотя при понижении уровня углерода содержание кислорода в стали повышается из-за условий равновесия. Поэтому, чтобы снизить количество углеродных и кислородных примесей, электротехнические стали подвергают конвертерной обработке, а для улучшения магнитных свойств электротехнической стали добавляют небольшое количество фосфора и/или марганца. Стальная заготовка нужного состава проходит предварительную термообработку и прокатывается в горячем виде до толщины 1,8-2,5 мм. После этого ее протравливают и опять подвергают холодной прокатке до толщины 0,5-1 мм, при этом сначала ее прокатывают в холодном виде до толщины на 4-12% большей, чем толщина готового листа электротехнической стали, затем отжигают и придают окончательную толщину и форму с помощью холодной прокатки.

Для получения электротехнической стали, свойства которой отвечают необходимым требованиям к магнитной индукции, ее на определенном этапе подвергают отжигу. Однако, нелегированная сталь, прошедшая высокотемпературную обработку (например, 750-780 градусов в течение 2 часов) в защитной газообразной среде или в вакууме, слишком мягкая, и из-за ее структуры возникают определенные проблемы при изготовлении сердечников сложной формы и дизайна. В процессе нарезки сердечников мягкая электротехническая сталь деформируется, что делает непригодными для дальнейшего применения. В то же время из-за деформации магнитные свойства изделия существенно ухудшаются.

Для того чтобы избежать всех этих сложностей, производители маркируют холоднокатаную нелегированную электротехническую сталь как «полуфабрикат». Сердечники нужной формы, используемые в статорах и анкерах, нарезаются прямо на заводе-изготовителе электродвигателей из «полуфабрикатов» и прокатываются до нужной толщины. А отжигу они подвергаются уже после установки.

Основным недостатком данного метода является то, что производство исходного металла, свободного от примесей, гораздо более дорогое, чем изготовление обычной нелегированной стали.

Вывоз строительного мусора и заказ www.vivoz-musora.biz.

Главными преимуществами представленной технологии являются:

  • быстрота и отличное качество обезуглероживания, снижение исходного содержания (0,08-0,10%) углерода в электротехнической стали до 0,01%
  • возможность использовать обычную нелегированную горячекатаную сталь с примесями для производства электротехнической стали
  • отсутствие необходимости использования специального оборудования для металлообработки
  • улучшенные магнитные свойства электротехнической стали
  • превосходные механические характеристики электротехнической стали

Копирование информации с сайта http://www.belenergo.ru запрещено. Все материалы защищены авторским правом.

© 1990-2016 Ассоциация предприятий БМП